Бесплатные образовательные 

материалы - качай и учись

Курсы подготовки к ЕГЭ в Москве! Профессионально. Надежно. Качественно.

Образовательная компания МАСТЕР-ЕГЭ. www.master-ege.ru

Русский язык

Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей. Т.10.

74 small

3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аванта+, 1999. - 704 с.


В томе «Языкознание Русский язык» доступно и занимательно рассказано о сложном и многообразном явлении — человеческом языке. Раздел «Русский язык» — своего рода книга в книге — включает не только самые важные вопросы школьной программы, но и множество интереснейших сведений о родном языке, которые обычно остаются за страницами учебников Том написан ведущими современными лингвистами.

Книга содержит практические советы по повышению грамотности, изучению иностранных языков, развитию речи, а также занимательные языковые игры, лингвистические задачи, юмористические рисунки.

Книга рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста, их родителей и учителей, абитуриентов и студентов, а также на всех, кому интересны вопросы языка.



Формат: djvu / zip

Размер: 24,6 Мб

Скачать:    ifolder.ru



СОДЕРЖАНИЕ


Обращение главного ред.1 ктора (Мария Аксёнова) 5
К читателю (Людмила Петрановская) 6
Дополнительные очерки
Система обозначений в этой книге (Людмила Петрановская)— 7. Самодостаточная лингвистическая задача (Елена Муравенко) — 7.
КАК УСТРОЕН ЯЗЫК
Что такое знак (Михаил Панов) 10
Любимые занятия языка (Михаил Панов) 21
Единицы слагаются в миллионы (Михаил Панов) 23
Под ручку пройтись. Синтагма (Михаил Панов) 31
Смена караула. Парадигма (Михаил Панов) Зб
Язык и речь (Михаил Панов) 45
Вдоль и поперёк языка. Синхрония и диахрония (Михаил Панов) 48
Дополнительные очерки
Уветок на окне (Григорий Крейллин, Максим Кронгауз) — 11. Что такое система (Григорий Крейллин, Максим Крон¬гауз) — 12. Знаки доверия (Григорий Крейллин, Максим Кронгауз) — 13. Наука о знаках (Григорий Крейллин, Ма¬ксим Кронгауз) — 14. Очень нужный знак (Григорий Крейллин, Максим Кронгауз) — 15. Подпись (Григорий Крейл¬лин, Максим Кронгауз) — 16. Такие разные знаки (Григорий Крейллин, Максим Кронгауз) — 17. Искусство и язык (Михаил Панов) — 18. Приглашение к договору (Григорий Крейллин, Максим Кронгауз)— 18. Синонимы и омони¬мы (Григорий Крейллин, Максим Кронгауз) — 18. Без грамматики — никуда (Михаил Панов) -*- 20. Письмо и жест (Михаил Панов) — 20. Игра «ЧОП» (Люлмила Петрановская) — 21. Отмеченные и неотмеченные (Михаил Па¬нов) — 33. Игра «Снежный ком» (Люлмила Петрановская) — 35. Шутка сказать! (Михаил Панов) — 35. Синонимы — парадигма? (Михаил Панов) — 39. Мы мыслим противопоставлениями. Аналитические игры (Люлмила Петранов¬ская) — 42. Молоток и молоко (Григорий Крейллин, Максим Кронгауз) — 42. Игра «Пропорции» (Александр Элио-вич) — 45, 47. Значение — дело тонкое (Екатерина Рахилина) — 48. Вежливый и возразить (Михаил Панов) — 50.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Введение (Людмила Петрановская) 52
ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Слово — знакомый незнакомец (Леонид Крысин) 56
Слово и его значение (Леонид Крысин) 63
Вместе и врозь. Сочетаемость слов (Леонид Крысин) 77
Дополнительные очерки
Словари — сокровишнииа языка (Леонил Крысин) — 58. Толковые словари и их создатели (Елена Иванова) — 60. Игра «Не повторяться!» (Люлмила Петрановская) — 62. Очеловечивание мира (Леонил Крысин)'— 65. Синекдоха (Леонил Крысин) — 67. Типы омонимов (Леонил Крысин)— 68. Столпотворение ошибок (Влалислав Николаенко)— 71. Имена, имена, имена... (Леонил Крысин) — 72. Табу и эвфемизмы (Леонил Крысин) — 72. Внутрисловная антони¬мия (Леонил Крысин) — 76. Скрипя сердцем (Леонил Крысин) — 80.
ФОНЕТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Звуки русского языка (Мария Каленчук) 82
Слог и ударение (Мария Каленчук) 88
Позиции и чередования звуков (Мария Каленчук) 93
Интонация (Нина Розанова) 100
Дополнительные очерки
Король — орёл (Мария Каленчук) — 87. Сентябрь (Мария Каленчук) — 89. Орфоэпия (Мария Каленчук) — 90. Ша¬почное знакомство в калашном ряду (Мария Каленчук) — 91. Мягче — твёрже (Мария Каленчук) — 91. Наследие иер-ковно-славянского (Мария Каленчук) — 91. Исчезающий звук (Мария Каленчук) — 91. Московская лингвистическая школа (Елена Иванова) — 96. Иканье (Мария Каленчук) — 98. А как в английском? (Влалислав Николаенко) — 99. «Круп¬ные слова» (Нина Розанова)—102. Дар Лескова (Нина Розанова) — 103. Речь — зеркало чувств (Нина Розанова)— 104.
РУССКАЯ ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ
Русское письмо (Светлана Кузьмина) 105
Графика (Светлана Кузьмина) 108
Орфография (Светлана Кузьмина) 115
Дополнительные очерки
Иероглифы в русском письме (Светлана Кузьмина) — 706. Робкая э (Светлана Кузьмина) — 107. И с краткой (Свет¬лана Кузьмина) — 107. Самая молодая (Светлана Кузьмина)— 707. Буквы — знаки (Светлана Кузьмина)— 709. Ког¬да мягкий знак не мягкий (Светлана Кузьмина) — 714. Буквы-актёры (Светлана Кузьмина) — 7 75. Орфографиче¬ская сказка (Люлмила Петрановская) — /76. Ошибки, ошибки, ошибки... (Люлмила Петрановская) —118. Игра «Антидиктант» (Люлмила Петрановская)— 719. Типовые проверки (Светлана Кузьмина) — 720. Коварная не (Люл¬мила Петрановская) — 123. О фонетическом написании (Влалимир Семенихин) — 125. Люди и орфография (Свет¬лана Кузьмина)— 726. О морфологическом принципе орфографии (Светлана Кузьмина)— 128.
СОСТАВ СЛОВА
Части слова — морфемы (Ceem/шна Евграфова) 129
Две работы морфем (Михаил Панов) 132
Словообразование: как делаются слова (Елена Земская) 135
Дополнительные очерки
Окончания или суффиксы (Михаил Панов) — 132. Поэты и морфемы (Елена Земская) — 137. Разнохарактерные близнецы (Елена Земская) — 740. Работяги и бездельники (Елена Земская) — 747. Многообразная работа суффик¬сов (Елена Земская) — 742. Таблица ступеней словообразования (Елена Земская) —- 746. Похож ли шенок на тиг¬рёнка? (ЕленаЗемская)— 148. Есть ли нулевые приставки? (Михаил Панов)— 7-57. Нулевые суффиксы (Елена Зем¬ская) — 752. Слово без корня (Елена Земская) — 753. Аптекамты и железярусы (Елена Земская) — 754.
МОРФОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Слово в грамматике (Людмила Петрановская) 157
Имя существительное (Людмила Петрановская) 167
Имя прилагательное (Наталия Есъкова) 175
Имя числительное (Наталия Есъкова) 180
Глагол (Лидия Булатова) 185
Наречие (Наталия Есъкова) 195
Ещё одна часть речи? (Категория состояния) (Наталия Есъкова) 197
Служебные слова (Надежда Ильина) 199
Слова, не относящиеся к частям речи (Лидия Булатова) 205
Дополнительные очерки
Грамматические способы (Люлмила Петрановская) — 159. Глокая куздра (Лилия Булатова) — 760. Филипп Фёдо¬рович Фортунатов (Оксана Волошина)— 765. Учение Ф. Ф. Фортунатова (Лилия Булатова) — 766. О значении грамматического рода (Михаил Панов) — 770. Талантливый Петя (Наталия Еськова) — 179. Он больной (Наталия Еськова)— 779. Голенький, деревянненький (Наталия Еськова)— 780. Двувидовые глаголы (Лилия Булатова)— 787. Загадочные словоформы (Лилия Булатова)— 790. Грамматическое время и... вежливость (Лилия Булатова) — 191. Краткая форма глагола (Лилия Булатова) — 797. На охоте с Тургеневым (Лилия Булатова) — 792. Возьми да и... (Лилия Булатова) — 792. Через (Належла Ильина) — 200. По окончании... (Належла Ильина) — 200. Слова, по¬добные морфемам (Належла Ильина) — 204. Увы и ах (Лилия Булатова) — 206. Разжалованы в междометия (Ли¬лия Булатова) — 207.
СИНТАКСИС РУССКОГО ЯЗЫКА
От слова к тексту (Светлана Евграфова) 208
Секреты словосочетания (Светлана Евграфова) 210
Непростое простое предложение (Наталия Гришина) 217
Сложное предложение (Наталия Гришина) 229
Принципы русской пунктуации (Светлана Евграфова) 232
Дополнительные очерки
Ифа «Чепуха» (Люлмила Петрановская) — 212. Валентности слова (Елена Муравенко) — 2 74. Подлежащее — не всегда то, о чём говорится (Светлана Евграфова) — 278. Коммуникативные модели (Наталия Гришина) — 278. Текст на кусочки (Наталия Гришина) — 278. Семантические модели (Наталия Гришина) — 220. Александр Матвеевич Пеш-ковский (Елена Иванова) — 227. Виктор Владимирович Виноградов (Ирина Крупская) — 227.Парадигма предло¬жения (Наталия Гришина) — 223. Диктум и модус (Наталия Гришина) — 224. Подлежащим может быть всё? (На¬талия Гришина) — 225. Формальные модели (Наталия Гришина) —225. Формула предложения (Наталия Гришина) — 226. Как устроено предложение? (Светлана Евграфова) —226. Синтаксическая омонимия (Елена Му¬равенко) — 227. Синтаксическая дробь (Наталия Гришина) — 227. Два пути изучения синтаксиса (Светлана Евгра¬фова) — 230. Немного из истории пунктуации (Светлана Евграфова) — 233. Поэт и точки (Люлмила Фелоро-ва) — 234. Самая лаконичная переписка (Люлмила Фёлорова) — 237. Казнить нельзя помиловать (Люлмила Фёлорова) — 2J7. Знаки препинания как единая система (Светлана Евграфова) — 239. Архаичная пунктуация (Свет¬лана Евграфова) — 240.
ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Введение (Елизавета Бабаева) 241
Исторический путь русского языка (Александра Плетнёва, Наталия Голубева-Монаткина)... 243
История русской лексики (Елизавета Бабаева) 257
Из истории русской фонетики (Александра Тер-Аванесова) 266
Графика и орфография. Реформы и реформаторы (Елизавета Бабаева) 275
История русской грамматики (Раш&аь Лихтман) 293
Дополнительные очерки
Средневековые грамматические сочинения (Алексанлра Плетнева) — 247. Библия в истории литературного язы-ка (Алексанлра Плетнёва) — 250. Фёдор Иванович Буслаев (Алексанлра Плетнёва) — 251. Василий Кириллович Тредиаковский (Елена Иванова) — 253. Алексей Александрович Шахматов (Елена Иванова) — 253. «Она по-рус¬ски плохо знала...» (Наталия Еськова) — 254. У нас есть Пушкин! (Люлмила Петрановская) — 255. От баррикад до бутика (Елизавета Бабаева) — 260. Халтура и халява (Елизавета Бабаева) — 261. Поэтическая метафора (Ели¬завета Бабаева) — 265. Славянский стих (Владислав Николаенко) — 268. Всего одна буква (Алексанлра Тер-Ава-несова) — 269. Переход е в о (Алексанлра Тер-Аванесова) — 270. Полногласие (Алексанлра Тер-Аванесова) — 271. Ударение (Алексанлра Тер-Аванесова) — 272. Из истории новгородского диалекта (Алексанлра Плетнева) — 274. Первоучители славян (Елизавета Бабаева ) — 277. Преимущества глаголииы (Максим Кронгауч) — 278. Грамога Онфима (Елизавета Бабаева) — 279. Древнерусский алфавит (Елизавета Бабаева) — 281. От «аза» до «ижицы» (Свет¬лана Кузьмина) — 282. Грамота-головоломка (Елизавета Бабаева) — 283. Mipy — мир (Елизавета Бабаева) — 284. Б-Лдный б-Ась (Елизавета Бабаева) — 287. Историческая эпиграмма (Елизавета Бабаева) — 289. Двуликая г (Рашель Лихтман) — 290. Ньютон или Невтон? (Елизавета Бабаева) — 292. Новая звательная форма (Рашель Лихтман) — 295. Древние склонения (Рашель Лихтман) — 297. Счастливой пути! (Рашель Лихтман) — 298. Чулок, носок или чул-ков, носков? (Рашель Лихтман) — 298. Ребяты и лошадя (Рашель Лихтман) — 299. О происхождении полных при¬лагательных (Рашель Лихтман) — 300. «Дело не медведь...» (Рашель Лихтман) — 304. Жили-были (Елизавета Баба¬ева) — 304. История причастий и деепричастий (Рашель Лихтман) — 305. «Вечор, ты помнишь...» (Рашель Лихтман) — 307.
ДИАЛЕКТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
Говор (Ольга Кармакова, Ирина Букринская) 30е)
Диалектология (Ольга Кармакова, Ирина Букринская) 312
Лингвистическая география (Ольга Кармакова, Ирина Букринская) 31е)
Границы говоров (Ольга Кармакова, Ирина Букринская).
Диалектизмы в литературном языке (Ольга Кармакова, Ирина Букринская) 328
Дополнительные очерки
Дразнилки (Ольга Кармакова, Ирина Букринская) — 309. Толока (Ольга Кармакова, Ирина Букринская) — 311. Вла¬димир Иванович Даль (Ольга Кармакова, Ирина Букринская) — 314. Экспедиция Олафа Брока (Ольга Кармакова, Ирина Букринская) — 315. Рубен Иванович Аванесов (Лилия Булатова) — 316. Аьзя! (Ольга Кармакова, Ирина Бу¬кринская) — 317. История -fe (Ольга Кармакова, Ирина Букринская) — 317. Диалектные словари (Ольга Кармако¬ва, Ирина Букринская) — 319. Аексический атлас (Ольга Кармакова, Ирина Букринская) — 320. «Диалектологиче¬ский атлас русского языка» (ДАРЯ) (Ольга Кармакова, Ирина Букринская) — 322.
ЯЗЫКИ МИРА
Введение (Владимир Плунгян) 332
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ
Язык и картина мира (Владимир Плунгян) 334
В мире звуков (Владимир Плунгян) 337
Лабиринты грамматики (Владимир Плунгян) 345
Строй языков (Владимир Плунгян) 361
Связующие нити — синтаксис (Владимир Плунгян) 368
Дополнительные очерки
В словах дробится мир вешей... (Леонил Крысин) — 335. «Периодическая система» гласных звуков (Санлро Колза-сов) — 339. «Периодическая система» согласных звуков (Санлро Колзасов) — 341. Больше звуков — меньше кор¬ней? (Санлро Колзасов) — 342. Когда петь и говорить — одно (Санлро Колзасов) — 344. Корякский язык (Влали-мир Плунгян) — 346. Не работается (Влалимир Плунгян) — 349. Категория «горбатости» (Люлмила Фёлорова) — 352. Мифические, стоящие, круглые... (Елизавета Бабаева) — 352. Грамматические универсалии (Елизавета Бабаева)— 358. Суффикс со значением «язык» (Влалимир Плунгян) — 362. Повтор корня (Люлмила Фёлорова) — 362. Самое длин¬ное название (Люлмила Фёлорова) — 363. Удобные и неудобные языки (Влалимир Плунгян) — 368.
ЯЗЫКИ РАЗВИВАЮТСЯ
Как проникнуть в прошлое языка (Анатолий Журавлёв) 374
Всё течёт, всё меняется (Елизавета Бабаева) 388
Язык — окно в прошлое (Марина Новикова-Ерунд) 398
Дополнительные очерки
Ценные ошибки (Марина Новикова-Грунл) — 376. Этог мрачный тень (Анатолий Журавлев) — 378. Двужильный (Ана¬толий Журавлёв) — 379. Что такое «рука»? (Анатолий Журавлёв) — 382. Лингвистическая машина времени (Анато¬лий Журавлёв) — 383. Формула Сводеша (Анатолий Журавлёв) — 385. История полабского языка (Елизавета Баоева) — 385 Сал, бер, йон рош (Елизавета Бабаева) — 389 Почему не говорят? (Надежда Тэффи) — 394 396 Из¬менчивая лексика (Марина Новикова Грунд) — 395 Этимология (Елизавета Бабаева) — 395 Когда небо было близ¬ко (Марина Новикова-Грунд) — 402 Стадо и пастухи (Марина Новикова-Грунд) — 404
ВАВИЛОНСКОЕ СМЕШЕНИЕ
Сколько языков в мире' (Анатолии Журавлев) 405
Сообщества языков (Анатолии Журавлев) 409
Я зыки, народы государства (Владимир Алпатов) 422
Я зыки в заимодействуют (Владимир Алпатов 440
Проблемы перевода (Владислав Николаенко) 448
Двери в большой мир Изучение иностранных языков (Наталия I опубева-Монаткина,
Людмила Петрановская) 455
Дополнительные очерки
Славянские языки (Анатолии Журавлев) — 413 Кельтские языки (Анитолии Журавлев) — 413 Мертвые индоевро¬пейские языки (Анатолии Журавлев) — 413 Греческий язык (Анатолии Журавлев) — 418 Албанский язык (Анато¬лии Журавлев) — 418 Армянский язык (Анатолии Журавлев) — 418 Алтайские языки (Анатолии Журавлев) — 421 Афразийские языки (Анатолии Жypaвлeвj — 421 Уральские языки (Анатолии Журавлев) — 421 шиболет (Влади¬слав Николаенко) — 422 Чужой родной язык (Наталия Еськова) — 423 Эсперанто (Валентин Мельников) — 424 Люди и жесты (Григорий Креидлин Максим Кронгауз) — 427 Английский язык в ЮАР (Владимир Алпатов) — 428 Случаи на олимпиаде (Владимир Алпатов) — 429 «Плавильный котел» (Владимир Алпатов) — 429 Язык русской эми¬грации (Наталия Голубева Монаткина) — 430 Мужской и женский языки (Владимир Алпатов) — 432 Иврит (Яков Эиделькинд) — 436 Ирландский язык (Владимир Алпатов) — 438 Как относятся французы к своему языку (Ната¬лия Голубева Монаткина) — 439 Лорама и Рэнингураадо (Владимир Алпатов) — 442 Тошиба (Владимир Алпа тов) — 442 Тары бары (Владимир Алпатов) — 445 История английского языка (Владимир Алпатов) — 445 Чинук скии пиджин (Владимир Алпатов) — 446 Перевод «семидесяти толковников» (Владислав Николаенко) — 451 Ложные друзья переводчика (Григории Креидлин Максим Кронгауз) — 454 Ваш словарик (Наталия Голубева Монатки¬на) — 457 Когда времени много (Людмила Петрановская) — 459 Каждый на своем (Людмила Петрановская) — 460 Никогда не поздно (Наталия Голубева Монаткина) — 461
ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Язык в общении (Нина Розанова) 4б4
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБШЕНИЯ
Общение и я зык (Людмгиш Федорова) 4бб
Высказывание и диалог (Елена Паду чева) 471
В мире гексюв (Ьлена Иванова) 478
Дополнительные очерки
Невежливая гусеница (Людмила Федорова) — 468 Предложение и высказывание (Елена Падучева) — 471 Актуальное членение (Елена Падучева) — 472 Вилем Матезиус (Владимир Алпатов) — 472 Сказано — сделано (Елена Па¬дучева) — 473 Некоторый (Елена Падучева) — 476 Просят или предлагают? (Елена Падучева) — 476 Важно не перестараться (Елена Падучева) — 477 Алгеброй гармонию проверил (Елена Иванова) — 479 Гипертекст (Ольга Торпакова) — 483 Жизнь Буратино (Елена Иванова) — 484
МНОГООБРАЗИЕ РЕЧИ
Книжно письменная речь (Алексеи Шмелев) 48б
Разговорная речь (Елена Красилъникова) 491
Что такое хорошая речь' (Владислав Николаенко) 498
Дополнительные очерки
Два стиля (Алесеи Шмелев) — 489 Язык средств массовой коммуникации (Елена Какорина) — 490 Речь современ¬ного города (Нина Розанова)— 495 Разновидности московской речи (Нина Розанова) — 496 Не возникай1 (Лама-ра Капаналзе) — 499 О культуре речи (Леонид Крысин) — 500 Демагогия (Владислав Николаенко) — 501
НЕ ТОЛЬКО ИНФОРМАЦИЯ
Я зык создает красотл (Владислав Никопаенко) 503
Я зык великой литературы (Лия Кац) 517
Язык и юмор (Влас Квадрюк) 530
Дополнительные очерки
Занимательное стихосложение (Евгении Гик) — 506 Игры со словами (Евгении Гик) — 510 Понарошку (Владислав Николаенко) — 512 Игра «Сравнения» (Людмила Петрановская) — 512 Игра «Венок» (Людмила Петрановская) — 512 Окно и око (Владислав Николаенко) —513 Игра < Балда» (Евгении Гик) — 514 ОПОЯЗ (Владислав Николаенко) — 519 Через переживание к знанию (Лия Каи) — 520 Слово характеризующее и слово называющее (Лия Каи) — 524 Ста¬рославянизмы (ЛИЯ Каи) — 526 Игра «Намеки» (Александр ЭЛИОВИЧ) — 529 Игры с текстом (Людмила Петранов¬ская) — 531 Афоризмы (Влас Квадрюк)— 533 Шутка и контекст (Влас Квадрюк) — 534
ПИСЬМЕННОСТЬ
Письменность и человечество (Людмила Пепграновская) 538
Долгий путь письменности (Максим Кронгауз) 539
Загадочные письмена (Людмила Фёдорова) 559
Палеография. Над страницами древних рукописей (Александр Молдован) 590
Дополнительные очерки
«Мир велик, как баобаб!» (Люлмила Фёлорова) — 540. Кипу — узелковое письмо инков (Яков Нерсесов) — 542. Картинопись аитеков (Яков Нерсесов, Люлмила Фёлорова) — 543. Тайная сила букв (Елизавета Бабаева) — 546. Кал¬лиграфия и стенография (Люлмила Фёлорова) — 548. Азбука для слепых (Люлмила Фёлорова) — 549. Опасные экс¬перименты (Елизавета Бабаева) — 553. Что значит писать? (Максим Кронгауз) — 554. Знаки препинания (Люлми¬ла Фёлорова) — 556. Диакритические знаки (Люлмила Фёлорова) — 556. Реформы орфографии (Люлмила Фёлорова) — 558. Хетты — первые индоевропейцы (Люлмила Фёлорова) — 562. Жан Франсуа Шампольон (Люл¬мила Фёлорова) — 566. Загадочные руны (Люлмила Фёлорова) — 570. Письмена долины Инда (Люлмила Фёлоро¬ва) — 573. Люди и клинопись (Люлмила Фёлорова) — 574. Угаритс кая клинопись (Люлмила Фёлорова) — 577. Крит¬ское линейное письмо Б (Людмила Фёлорова) — 578. Координатная сетка Алисы Кобер (Люлмила Фёлорова) — 580. Фестский диск (Люлмила Фёлорова) — 582. Секреты иероглифов майя (Люлмила Фёлорова) — 583. Тайна языка этрусков (Люлмила Фёлорова) — 585. Алгоритм Шеворошкина — Сухотина (Люлмила Фёлорова) — 586. Забытая письменность рапануи (Люлмила Фёлорова) — 587. Алгоритм Хэрриса (Люлмила Фёлорова) — 588. Гетерограм-мы — чужие среди своих, свои среди чужих (Люлмила Фёлорова) — 589. Собиратели рукописей (Алексанлр Мол-лован) — 591. Каирская гениза (Алексанлр Моллован) — 592. Люди и рукописи (Елизавета Бабаева) — 594. «О воз¬душном летании...» (Алексанлр Моллован) — 594. Химические реактивы (Алексанлр Моллован) — 599.
ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
Начало изучения языка (Владимир Алпатов) 602
Чем языки похожи и чем различаются. «Грамматика Пор-Рояля» (Владимир Алпатов) 617
Человек, народ и язык. Вильгельм фон Гумбольдт (Владимир Алпатов) 619
Проблема праязыка. Август Шлейхер (Владимир Алпатов) 624
Что такое звук и слово? Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (Владимир Алпатов) 631
Язык, его структура. Фердинанд де Соссюр (Владимир Алпатов) 635
Почему языки изменяются? Евгений Дмитриевич Поливанов (Владимир Алпатов) 641
Структура языка и языковые союзы. Николай Сергеевич Трубецкой (Владимир Алпатов) ... 644
Как описывать языки Леонард Блумфилд и Зеллиг Хэррис (Владимир Алпатов) 649
Сходство и различие языков. Человек и язык. Ноам Хомский (Владимир Алпатов) 653
Лингвистика сегодня и завтра (Владимир Алпатов) 657
Дополнительные очерки
Панини и его грамматика (Оксана Волошина) — 603. Старый надёжный способ (Влалислав Николаенко) — 611. Пор-Рояль в Полях (Елена Иванова) — 617. Авторы «Обшей рациональной грамматики...» (Елена Иванова) — 618. Оди¬наково ли видят мир люди? (Влалимир Алпатов) — 62 7. Якоб и Вильгельм Гриммы (Елена Иванова) — 626. Александр Христофорович Востоков (Елена Иванова) — 627. «Овиа и кони» (Влалимир Алпатов, Елена Иванова) — 630. Луи Ельмслев (Влалимир Алпатов) — 640. Роман Осипович Якобсон (Елена Иванова) — 647. Цепи языков (Влалимир Ал¬патов) — 648. Джек и Ажилл (Влалимир Алпатов) — 651. Бесцветные зелёные мысли (Влалимир Алпатов) — 655. Сталин и языкознание (Наталия Еськова) — 659. Как учатся на лингвиста (Люлмила Петрановская) — 66?. Где ра¬ботают лингвисты (Люлмила Петрановская) — 663.
ЯЗЫК В МИРЕ ЛЮДЕЙ
Происхождение языка (Владимир Алпатов) 668
Язык и общесгво (Леонид Крысин) 675
Язык и класть (Павел Паршин, Юлия Пирогова) 681
Язык и свобода (Людмила Петрановская) 690
Дополнительные очерки
Знаки животных (Григорий КреИллин, Максим Кронгауз) — 668. Языки жестов и... говорящие обезьяны (Люлмила Фёлорова) — 672. Жесты приветствий (Люлмила Фёлорова) — 672. Олька или Олечка? (Люлмила Фёлорова) — 676. Молодёжный жаргон (Люлмила Фёлорова) — 677. Речевой этикет (Люлмила Фёлорова) — 678. Антиэтикетное ре¬чевое поведение (Люлмила Фёлорова) — 679. Простите... (Люлмила Фёлорова) — 680. Паузы (Люлмила Фёлоро¬ва) — 680. О чём это он? (Павел Паршин) — 683. Эдуард Сепир и Бенджамин Ли Уорф (Влалимир Алпатов) — 686. Серебряный ишак и захудалое озеро (Павел Паршин) — 687. Почерк мастера (Павел Паршин) — 687. Политкор¬ректное^ (Павел Паршин) — 689. «И даже учёные...» (Павел Паршин) — 689. Новояз (Павел Паршин) — 689.
Именной указатель 692
Предметный указатель 693
Советуем прочитать 701



( 0 Votes )


 

Шпаргалки по русскому языку.  Проценко Б.Н.  

163 small

Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 62 с.


Шпаргалки по русскому языку составлены в соответствии с программой данного курса для средней общеобразовательной школы. Могут быть использованы для подготовки устных и письменных ответов по русскому языку, для подготовки к зачетам и экзаменам, к выпускным и вступительным сочинениям и изложениям.

 

Формат: doc / zip

Размер: 549 Кб

Скачать / Download файл     Скачать



СОДЕРЖАНИЕ


I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
• 1. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения (4 — 4)
• 2. Русский язык как первоэлемент великой русской литературы (4 — 4)
• 3. Русский язык в современном обществе (4 — 4)
• 4. Место русского языка среди других языков (4 — 5)
• 5. Наука о русском языке (5 — 5)
II. ФОНЕТИКА
• 6. Фонетика, звук, гласные и согласные (5 — 6)
• 7. Слог (7 — 7)
• 8. Ударение (словесное) (7 — 7)
• 9. Интонация (7 — 7)
III. ОРФОЭПИЯ
IV. ЛЕКСИКА
• 10. Понятие лексики, слово (8 — 8)
• 11. Лексическое значение слова (8 — 9)
• 12. Омонимы (9 — 9)
• 13. Синонимы (9 —9)
• 14. Антонимы (9 — 9)
• 15. Разряды слов по происхождению (9—10)
• 16. Устаревшие слова и неологизмы (10 —10)
• 17. Лексика ограниченной сферы употребления (10 — 11)
V. ФРАЗЕОЛОГИЯ
VI. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
• 18. Морфемика, морфемы, их виды
• 19. Чередование звуков в слове.
• 20. В зависимости от количества корней в основе слова выделяются:
• 21. Однокоренные (родственные) слова .
• 22. ЭТИМОЛОГИЯ
• 23. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
VII. Морфология
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (13)
• 24. Имя существительное (13 —14)
• 25. Имя прилагательное (16 —16)
• 26. Имя числительное (17 —18)
• 27. Местоимение (18 — 18)
• 28. Глагол (19 —19)
• 29. Причастие (20 — 21)
• 30. Деепричастие (21 — 21)
• 31. Наречие (21—21)
• 32. Слова категории состояния (22 — 22)
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (22)
• 33.1. Предлог (22 —22)
• 34.2. Союзы (22 — 22)
• 35. Частицы (23—23)
• 36. Междометия, звукоподражательные слова (23 — 23)
VIII. Синтаксис
• 37. Словосочетания, их виды (24 — 24)
• 38. Предложение (24 — 24)
• 39. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (24 — 24)
• 40. Порядок слов в предложении, интонация, логическое ударение (25 — 25)
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (25)
• 41. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое (25 — 26)
• 42. Второстепенные члены предложения (26 — 26)
• 43. Типы односоставных предложений (28 — 28)
• 44. Полные и неполные предложения (28 — 28)
• 45. Распространенные и нераспространенные предложения (28 — 28)
• 46. Однородные члены предложения, обобщающие слова (28 — 29)
• 47. Обособленные члены предложения, уточнение и пояснение (29 — 30)
• 48. Обращение (30 — 30)
• 49. Вводные слова или словосочетания (30 — 30)
• 50. Вставные конструкции (30 — 30)
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (31)
• 51. Сложносочиненные предложения (31 — 31)
• 52. Бессоюзные сложные предложения (31 — 31)
• 53. Сложноподчиненные предложения (31 — 33)
• 54. Синтаксические синонимы (33—33)
• 55. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь (33 — 33)
IX. РЕЧЬ
• 56. Речевая деятельность (34 — 35)
• 57. Текст и их типы (35 — 35)
X. ГРАФИКА, БУКВА, АЛФАВИТ
XI. ОРФОГРАФИЯ
• 58. Принципы русской орфографии, орфограмма (36 — 37)
• 59. Употребление прописной и строчной буквы (37 —37)
• 60. Правила переноса слов (37 — 37)
• 61. Правописание гласных в корне (37 — 38)
• 62. Правописание гласных после шипящих и Ц (38 — 39)
• 63. Правописание согласных в корне (39 — 39)
• 64. Правописание приставок (39 — 40)
• 65. Правописание разделительных Ъ и Ь (40—40)
• 66. Правописание имен существительных (41 — 42)
• 67. Правописание имен прилагательных (42 — 45)
• 68. Правописание сложных слов (45 — 46)
• 69. Правописание числительных (46—47)
• 70. Правописание местоимений (47 — 48)
• 71. Правописание глаголов (48 — 49)
• 72. Правописание причастий (49 — 49)
• 73. Правописание наречий (49 — 50)
• 74. Правописание предлогов (50 — 50)
• 75. Правописание союзов (51 — 51)
• 76. Правописание частиц, НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ (51—52)
XII. Пунктуация
• 77. Принципы русской пунктуации, функции и виды знаков препинания (52 — 52)
• 78. Знаки препинания в конце предложения (53 — 53)
• 79. Тире между членами предложения (53 — 54)
• 80. Знаки препинания при однородных членах (54 — 55)
• 81. Знаки препинания при повторяющихся словах (55 — 55)
• 82. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложениями (55 — 57)
• 83. Уточняющие, пояснительные и присоедительные члены предложения (57 — 57)
• 84. Знаки препинания при сравнительных оборотах (57 —58) .
• 85. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях (58 — 59)
• 86. Знаки препинания при обращениях (59—60)
• 87. Знаки препинания при междометиях, утвердительных и отрицательных словах (60 — 60)
• 88. Знаки препинания в сложном предложении (60 — 62)
• 89. Знаки препинания при прямой речи и цитировании (62 — 62)
• 90. Сочетание знаков препинания, авторское употребление знаков препинания (62 — 62)



( 0 Votes )

 

Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы.  Малюшкин А.Б.  

162 small

М.: ТЦ Сфера, 2008. - 208 с.


Настоящее пособие представляет собой обобщенное изложение в таблицах теоретического материала по основным разделам курса русского языка: "Фонетика и графика", "Лексика и фразеология", "Словообразование орфография", "Морфология", "Синтаксис и пунктуация", "Стилистика". В приложении даны разделы "Свойства хорошей речи" и словарь "Изобразительно-выразительные средства языка".

Пособие может быть использовано как в учебном процессе, так и для самостоятельного изучения и повторения курса русского языка.



Формат: djvu / zip

Размер:  3,7 Мб

Скачать:

Народ.Диск    (Примечание)

Onlinedisk    (Примечание)

RGhost  



СОДЕРЖАНИЕ


Алфавит 3
Звуки русского языка 4
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я 5
Фонетический разбор слова 6
Слово и его значение 7
Смысловые ряды слов 8
Лексика с точки зрения среды употребления 9
Изменение словарного состава русского языка 10
Фразеологизмы 11
Состав слова 12
Однокоренные слова и формы
одного и того же слова 13
Разделительные Ъ и Ь ..14
Гласные после шипящих 15
Буквы И - Ы после Ц 16
Буквы Е — О в корне слова после шипящих 17
Буквы О - - А в безударном корне -ЛАГ- ЛОЖ- 18
Буквы О — Ал безударном корне -PACT- РОС- — -РАЩ 19
Буквы О — А в безударном корне КОС -КАС- 20
Буквы О — А в безударном корне -ЗОР ЗАР- 21
Буквы О - - А в безударных корнях -ГОР- ГАР-, КЛОН -КЛАН-, ТВОР ТВАР 22
Буквы О — А в безударных корнях -РОВН- - -РАВН; -МОК- - -МАК- 23
Правописание гласных в корнях с чередованием А(Я) - ИМ, А(Я) - ИН 24
Буквы Е—И в корнях с чередованием .....25
Гласные и согласные в приставках 26
Приставки на -3 и -С 27
Буквы Ы и И после приставок на согласную 28
Правописание приставок ПРИ ПРЕ- 29
Слова с ПОЛ- (ПОЛУ) 30
Основные способы образования слов в русском языке 31
Соединительные гласные О — Ев сложных словах 32
Разбор слов по составу и словообразовательный разбор 33
Имя существительное 34
Род имен существительных 35
Род некоторых имен существительных 3 6
Число имен существительных 3 7
Типы склонений имен существительных 38
Буквы Е — Ив падежных окончаниях имен существительных 39
Буква И в падежных окончаниях существительных на -ИЙ, -ИЯ, НЕ 40
Разносклоняемые имена существительные на -МЯ 41
Суффиксы существительных -ЧИК-, -ЩИК- 42
Правописание гласных в суффиксах -ЕК -ИК- 43
Буквы О — Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен существительных 44
НЕ с именами существительными 45
Морфологический разбор имени существительного 46
Образец разбора имени существительного 4 7
Имя прилагательное 48
Падежные окончания имен прилагательных 49
Краткие прилагательные 50
Разряды имен прилагательных по значению 51
Степени сравнения имен прилагательных 52
НЕ с именами прилагательными 53
Буквы О и £ после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных 54
-Н-, -НН- в суффиксах имен прилагательных 5 5
Суффиксы имен прилагательных -К- и -СК- 5 6
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных .57
Морфологических разбор имени прилагательного 58
Образец разбора имени прилагательного 59
Имена числительные 60
Разряды имен числительных 61
Ь на конце и в середине числительных 62
Склонение количественных числительных 63
Склонение дробных числительных 65
Склонение числительных ОБА, ОБЕ 66
Склонение составных количественных числительных 6 7
Склонение порядковых числительных 68
Морфологический разбор имени числительного 69
Образец разбора имени числительного 70
Местоимения 7 1
Личные местоимения 7 2
Неопределенные местоимения 72
НИ и НЕ в отрицательных местоимениях 73
Морфологический разбор местоимения 7 4
Образец разбора местоимения 75
Глагол 76
НЕ с глаголами 77
Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах 7 8
Спряжение глаголов настоящего и будущего простого времени 79
Спряжение глаголов с безударным личным окончанием 80
Разноспрягаемые глаголы 81
Переходные и непереходные глаголы 8 2
Наклонение глагола 83
Ь на конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих 84
Гласные в безударных суффиксах глаголов -ОБА- (ЕВА), -ЫВА- (ИВА) 85
Безличные глаголы 86
Морфологический разбор глагола 8 7
Образец разбора глагола 88
Причастие — особая форма глагола 89
Склонение причастий 90
Причастный оборот 91
Действительные и страдательные причастия 92
Действительные причастия настоящего времени 93
Действительные причастия прошедшего времени 94
Страдательные причастия настоящего времени 95
Страдательные причастия прошедшего времени 96
Краткие страдательные причастия 97
НЕ с причастиями 98
Две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов 99
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени 100
Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных 101
Морфологический разбор причастия 102
Образец разбора причастия 103
Деепричастие как особая форма глагола 104
Деепричастный оборот 104
НЕ с деепричастиями 105
Деепричастия несовершенного вида 106
Деепричастия совершенного вида 107
Морфологический разбор деепричастия 108
Образец разбора деепричастия 109
Наречие как часть речи 110
Смысловые группы наречий .... 111
Степени сравнения наречий 112
НЕ с наречиями 113
Буквы О и £ после шипящих и Ц в суффиксах наречий 114
НЕ- и НИ- в отрицательных наречиях 115
Н и НН в наречиях на О и Е 116
Буквы О и А на конце наречий с ИЗ-, ДО-, С- и В-, НА-, ЗА- 117
Дефис между частями слова в наречиях 118
Ь после шипящих на конце наречий 119
Морфологический разбор наречия 120
Образец разбора наречия 121
Служебные части речи 122
Предлог , 123
Непроизводные и производные предлоги 124
Правописание производных предлогов 125
Морфологический разбор предлога 126
Образец разбора 126
Простые и составные союзы 127
Сочинительные союзы 128
Подчинительные союзы 129
Слитное написание союзов 130
Морфологический разбор союза 131
Образец разбора 131
Разряды частиц 132
Группы модальных частиц по значению 133
Значения отрицательной частицы НЕ 134
Значения отрицательной частицы НИ 135
Правописание частиц 136
Морфологический разбор частицы .., 137
Образец разбора частицы , 137
Междометие 138
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях 139
Строение словосочетаний 140
Связь слов в словосочетании 141
Основные значения словосочетаний 142
Виды предложений 143
Порядок слов в предложении. 144
Способы выражения подлежащего 145
Виды сказуемого 146
Способы выражения именной части сказуемого 147
Тире между подлежащим и сказуемым 148
Второстепенные члены предложения 149
Прямое и косвенное дополнение 150
Способы выражения дополнения 151
Согласованные и несогласованные определения 152
Приложение 153
Дефис в приложениях 154
Основные группы обстоятельств 155
Виды предложений по строению грамматической основы , 156
Неполные предложения 157
Особенности однородных членов предложения 158
Однородные и неоднородные определения 159
Запятая между однородными членами предложения 160
Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом 161
Обращение 162
Знаки препинания при обращении 163
Обособление определений и приложений 164
Обособление приложения с союзом КАК 165
Обособление обстоятельств 166
Знаки препинания при уточняющих членах предложения 167
Вводные слова 168
Группы вводных слов по значению 169
Синтаксический разбор простого предложения 170
Основные виды сложных предложений 171
Сложносочиненное предложение 172
Знаки препинания в сложносочиненном предложении 173
Сложноподчиненное предложение — 174
Подчинительные союзы и союзные слова 175
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными 176
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными 177
Придаточные обстоятельственные 178
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными 180
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 181
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 182
Тире в бессоюзном сложном предложении 183
Разбор сложного предложения 184
Образец разбора сложного предложения 185
Прямая речь (П.п.) и слова автора (А.а.) 186
Замена прямой речи косвенной 187
Цитаты и знаки препинания при них 188
Текст (целостное законченное высказывание) 189
Типы речи 190
Стили литературного языка 191
Стили речи и языковые средства 192
Приложение 1 194
Приложение 2 195

 

 

 

( 0 Votes )

   

Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы.    Ткаченко Н.Г.   

26 small1

2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 288 с. — (Домашний репетитор).


Сборник контрольных работ содержит задания по орфографии, задания по пунктуации, контрольные по пунктуации (в их основе — тексты классической литературы), которым сопутствуют задания по фонетике, словообразованию и морфологии.

Сборник предназначен для проверки навыков грамотного письма у учащихся в старших классах общеобразовательной школы, лицеев, гимназий, а также подготовительных курсов вузов. Данные контрольные работы могут использоваться в качестве как обучающего, так и закрепляющего материала, причем как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.



Формат: doc / zip

Размер: 292 Кб

Скачать:

Onlinedisk   

RGhost  



Формат: pdf / zip

Размер: 27,1 Мб

Скачать:

Onlinedisk   

RGhost  



Предисловие

Предлагаемый сборник контрольных работ предназначен для проверки навыков грамотного письма у учащихся в старших классах общеобразовательной школы, лицеев, гимназий, а также подготовительных курсов вузов. Данные контрольные работы могут использоваться в качестве как обучающего, так и закрепляющего материала, причем как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. Подбор материала традиционен и дается в знакомой форме. Контрольные работы расположены по степени возрастающей трудности. Задания максимально насыщены и требуют от учащегося повышенного внимания, собранности, а подчас сообразительности и находчивости.

Сборник состоит из нескольких разделов:

Раздел 1 — контрольные задания на определенное орфографическое правило;

Раздел 2 — контрольные, содержащие задания по орфографии;

Раздел 3 — контрольные, содержащие задания по орфографии и задания по пунктуации;

Раздел 4 — контрольные по пунктуации, которым сопутствуют задания по фонетике, словообразованию и морфологии.

Все разделы оснащены ключами.

Сборник поможет облегчить труд преподавателя на уроках, так как представляет собой готовый дидактический материал для работы на уроках русского языка, а также может быть использован в таких нетрадиционных формах, как конкурсы, викторины, различного вида игры.



Содержание


Предисловие 3

Раздел первый

Правописание безударных гласных в корне

Правописание чередующихся гласных в корне слова

Правописание гласных после шипящих и ц

Буквы и и ы после ц

Гласная э

Звонкие и глухие согласные в корне слова

Согласные в приставках и корнях слов

Двойные согласные

Непроизносимые согласные в корне слова

Сложные слова

Приставки пре-, при-

Буквы ь и ъ 9 

Буквы ц и ы после приставок

Употребление прописных букв

Правописание н и нн в разных частях речи

Правописание местоимений

Правописание числительных

Правописание наречий

Правописание предлогов, союзов и частиц

Правописание частицы не и ни с разными частями речи

Раздел второй

Контрольная работа №1

Контрольная работа №2

Контрольная работа №3

Контрольная работа №4

Контрольная работа №5

Контрольная работа №6

Контрольная работа №7

Контрольная работа №8

Контрольная работа №9

Контрольная работа №10

Контрольная работа №11

Контрольная работа №12

Контрольная работа №13

Раздел третий

Контрольная работа №1

Контрольная работа №2

Контрольная работа №3

Контрольная работа №4

Контрольная работа №5

Контрольная работа №6

Контрольная работа №7

Контрольная работа №8

Контрольная работа №9

Контрольная работа №10

Раздел четвертый

Ржаное поле

Выздоровление

На пароходе

Ассоль

В станице

Венеция

В пути

В походе

«Не пой, красавица, при мне»

Звезды

Май

Волга и Вазуза

Встреча

Кюхля

Миргород

Панорама 

Нежданная гостья

На балу

На биваке

Петр-преобразователь

«Горе от ума»

Белинский

Немного истории

Рождение Земли

Сила воды

Спуск

Русские реки

Ледоход

О Лермонтове

Штольц

В степи

На охоте

Первый бал Наташи Ростовой

Портреты Шишкина

В дороге

Переезд через Урал

Приход весны

Осенью

Сон Маргариты

На озеро

Катерина

Обломов

Признание

Странник

Рассвет

Днепр

Дерсу-Узала

Терек

Крейсер «Варяг»

Моздокский базар

Ключи

 

 

( 0 Votes )

 

Стилистика и культура речи.  Казарина С.Г., Милюк А.В., Усачева М.П.  

183 small.jpg

Ростов на/Д.: Феникс, 2004. - 128 с.( Серия: Стань грамотным! )


Учебно-методическое пособие позволяет самостоятельно подготовиться к экзамену по русскому языку, проводимому в форме ЕГЭ, диктанта или тестирования при поступлении в вуз. Предлагаемое пособие является частью серии изданий «Стань грамотным!» и содержит упражнения, текстовые задания, обобщающие упражнения и тесты, ключи ко всем видам заданий, позволяющие контролировать уровень знаний без участия преподавателя, а также Словарь лингвистических терминов, в который входят дефиниции и иллюстративный материал.

Пособие предназначено для школьников старших классов, слушателей подготовительных курсов, абитуриентов и всех лиц, желающих улучшить свою грамотность.


 

Формат: doc / zip

Размер:  117 Кб

Скачать / Download файл     Скачать




Орфография. Казарина С.Г., Милюк А.В., Усачева М.П. (2004, 128с.)

Пунктуация. Казарина С.Г., Милюк А.В., Усачева М.П. (2004, 128с.)

Стилистика и культура речи. Казарина С.Г., Милюк А.В., Усачева М.П. (2004, 128с.)




Оглавление


От авторов
Акцентологическая и орфоэпическая норма
Грамматическая норма
Нарушения в согласовании
Нарушения в управлении глаголов
Синтаксическая норма
Нарушения построения предложений
Нарушения в употреблении причастных и деепричастных оборотов
Лексическая норма
Неправильный выбор слова
Нарушения лексической сочетаемости
Нарушения, связанные с употреблением паронимов
Тавтология и плеоназм
Нарушения, связанные с употреблением фразеологических оборотов
Обобщающие упражнения на все виды речевых ошибок. Повторение
Функциональные стили речи
Контрольные тесты по культуре речи
Текстовые упражнения
Ключи к заданиям
Ключи к тестам
Ключи к текстовым упражнениям
Словарь лингвистических терминов
Приложение. Характеристики функциональных стилей русского литературного языка
Справочная литература



( 0 Votes )

   

Страница 1 из 55

Подготовка к ЕГЭ по химии на 90-100 баллов.

Мини-группы (3-4 человека), отработанная методика, гарантия качества.

Москва,

м. Маяковская. 

www.chemege.ru